●
Обряды шаманов собрали в научном каталоге
В Российском
Этнографическом музее выпустили в свет художественное издание,
посвященное культуре шаманов. То, что цивилизованный мир считал
признаком слаборазвитости, на деле было серьезной силой малых народов,
помогавшей сохранять им единство и равновесие.
|
Корреспондент НТВ Павел
Рыжков пролистал новую книгу о шаманизме и узнал, кто помогал музейщикам
Петербурга пополнять самую представительную шаманскую коллекцию в мире
С обложки последнего издания Этнографического музея смотрит сильнейший
шаман начала XX века Фёдор Погосов. Его смог сфотографировать
политический ссыльный, который одновременно являлся и корреспондентом
музея.
Благодаря таким внештатным сотрудникам пополнялась коллекция предметов
шаманского культа в Петербурге. По народам Сибири она крупнейшая в мире.
Собрание увеличили даже царские особы. Несколько фотоснимков были
подарены Этнографическому музею лично Николаем II.
Галина Соловьёва, зав. отделом фотографии Российского Этнографического
музея: «Здесь представлены шаманки в разных позах. Например, как они
камлали с бубном. Фотограф запечатлел различные этапы камлания».
Возможно император во время путешествия по Сибири заинтересовался
шаманским культом и заполучил редкие фото, снятые профессионалом. В
таком объеме уникальные кадры и фотографии вещей были опубликованы в
одном каталоге впервые.
Для издания предметы, собранные почти за 100 лет, изучались целое
десятилетие. Научный каталог дает возможность заглянуть специалистам да
и просто любопытным в сокровищницу Этнографического музея. Костюмы
сибирских шаманов раскрывают тайны их путешествия по астральным мирам.
Валентина Горбачёва, зав. отделом этнографии Сибири и Дальнего Востока
Российского Этнографического музея: «Во время камлания помощники держали
костюм, чтобы если шаман уходил в нижний мир, его можно было поймать.
Были случаи, когда у шаманов не хватало сил и он мог остаться в нижнем
мире, а из нижнего мира уже никто не возвращался».
Три железных оберега, которые обозначают три мира на одежде эвенкийского
шамана, средний, нижний и верхний, говорят о его силе и могуществе. От
тунгузского глагола саа «знать» и пошло само название шаман, а Сибирь
стала родиной феномена, который распространился на Монголию, Китай и
другие страны.
По предметам можно изучать географию бескрайних просторов сибирской
земли. Меховая маска шамана высшего посвящения удэгейцев привезена
знаменитым исследователем Арсеньевым из мест на Дальнем Востоке, где жил
его проводник Дерсу Узала. Деревянный идол получен с крайнего Севера —
это хозяйка Ямала. Бубен от эвенков, именно они давно выбрали полярную
звезду своей путеводной звездой в другие миры.
Само явление шаманизм насчитывает не одну тысячу лет и пришло к нам из
неолита. Возможно шаманы давно постигли суть мироздания. Только вот как
установить связь между самой яркой звездой на небосклоне и отверстием,
которое должно стать входом в потусторонний мир духов, современному
человеку понять невозможно. Во всяком случае в Российском
Этнографическом музее все, что имеет к шаманским обрядам хоть какое то
отношение, стараются лишний раз не трогать и относятся к этим предметам
с почтением.
Главные шаманские предметы для камлания — бубен и колотушка. Без них
невозможно вызывать духов. Но сотрудники музея даже в научных целях
никогда не позволяют себе стучать в бубен. От греха подальше не советуют
никому.
|