●
Бой за гору Хумэн-хан
Когда невозможно решить проблему, ее следует взорвать изнутри. С
нахаловкой в Улан-Удэ начали бороться, когда сделать по сути уже ничего
нельзя. Столица республики стала напоминать деревню. Итоги шестилетней
“битвы”: снесено менее десятка домов, сотни узаконено, семь тысяч (!)
дворов объявлено вне закона. Что делать с этими беспомощными людьми,
которым и идти-то порой некуда, никто не знает. Однако именно они
обосновались на священной городской земле, на которую всегда найдутся
охотники. Как поступить в таком случае? Как делали наши
предки-кочевники. Столкнуть лбами две стороны и под гром барабанов
ждать, когда победит сильнейший.
Именно по такому сценарию развернулась история с выделением земли
местной религиозной организации “Тэнгэри”. Еще в 2003 году после
проведения на Ольхоне международной конференции шаманов появилась идея
обосновать собственный участок в Улан-Удэ, куда не стыдно было бы
пригласить заезжих светил. В мэрии шаманам предложили несколько
вариантов. Они выбрали пустующую равнину на Новой Комушке у подножия
горы Хумэн-хан. Шаманы утверждали, что совершенно обычная для
современного улан-удэнца сопка на Новой Комушке для наших предков была
священной. У ее подножия проводили родовые обряды, тайши - тогдашние
главы районов - приносили клятву верности своему народу. Однозначно, что
современный религиозный шаманский центр должен был возродиться именно
здесь, где проходят трамвайные пути, где строить жилье нельзя, поскольку
территория определена как промышленная зона. Казалось бы, ничего не
предвещало несчастья. На священной земле был проведен обряд, получено
согласие духов. Земные власти также на удивление дружно пошли навстречу.
Проект центра с березовой рощей (береза - священное для шаманизма
дерево), 13 юртами (по количеству древних бурятских родов), гостиницей,
кухней, местом совершения обрядов был представлен в мэрию, согласован и
утвержден. В комитете по имуществу приняли решение выделить “Тэнгэри” на
Новой Комушке в безвозмездное срочное пользование 6 га. Процесс пошел,
однако, пока оформлялись бумаги, минул и 2004, и 2005 год. Только к
концу прошлого года шаманы получили документ о том, что могут
распоряжаться подножием священной горы в своих высоких целях.
Но поздно! Практически вся земля по клочку была расхищена
самовольщиками. Там, где давно должны были брызгать и камлать, в одно
лето вырос светский поселок из более тридцати добротных домов. Нельзя
сказать, что все это время шаманы ничего не делали по спасению своей
земли. Представители “Тэнгэри” трубили во все колокола, самолично
обходили дворы, приводили участкового, администрацию Октябрьского
района, объясняли, показывали документы, вешали предупредительные
плакаты – люди упорно продолжали строиться. Особенно активно проявила
себя курумканская “группировка”, прибывшая в Улан-Удэ из сел Ушхайта,
Ульдурга, Эдэрмыг. Им действительно некуда было отступать, с малой
родины они вывезли все, что имели. Именно они организовали приставам
сопротивление, когда те пришли в апреле этого года сносить дом.
Рукопашная не помогла, дом снесли. Тогда в бой с шаманами вступили
традиционные духовные силы, тем более, что в рядах самовольщиков
обнаружился лама из религиозной общины “Ламрим”. Инициативная группа
обратилась лично к члену общественной палаты хамбо-ламе Аюшееву и тот
публично заявил, что будет отстаивать интересы своих подданных и не
отдаст неверным ни пяди… Между тем суд Октябрьского района вынес решение
о сносе 18-ти самовольно возведенных домов на земле, отданной “Тэнгэри”.
Кто возьмет верх - закон, духи, сила религии или простой здравый смысл?
А во что веруете вы?
|