●
Добрые духи Забайкалья
Шаманы, волшебные источники и мистические пещеры Бурятии лечат от всех
болезней. В этом уверены тысячи людей, которые приезжают сюда в надежде
на Чудо. Наш специальный корреспондент составил им компанию, и сразу
избавился от вредных привычек.
Учительница бурятского языка и коммунист с 25-летним стажем Цыремжит
Жамсарановна Батоева до 50 лет ничем не болела. На 51-м году жизни
случилось несчастье – банальная желтуха, которая обычно проходит за
две-три недели, растянулась на месяцы. Многочисленные обследования не
приносили результата, анализы терялись, рентгеновские снимки мистическим
образом оказывались засвеченными.
Отчаявшиеся что-либо понять, врачи велели Цыремжит Жамсарановне ложиться
на операцию. Но в ночь перед операцией снится заслуженной учительнице
сон, будто варит она самое себя в огромном котле, а те кусочки, что уже
сварились, отламывает совершенно безболезненно и красиво выкладывает на
большое белое блюдо. Хоть и провела Цыремжит 25 лет в коммунистической
партии, однако смекнула, что такие сны – неспроста. Собрала вещички и
прямо из больницы побежала в Агинский дацан. Посмотрели ламы на
учительницу, пульс пощупали и велели немедленно идти к старой шаманке.
Та, лишь бросив взгляд на пациентку, спросила, мол, нет ли у вас,
Цыремжит Жамсарановна, такого-то родимого пятна на таком-то месте?
– Есть, – ответила учительница упавшим голосом.
– Это я тебя еще в утробе матери пометила! – говорит шаманка. – А
болезнь твоя – не болезнь вовсе. Это духи твои тебя призывают. Быть тебе
шаманкой!
Желтуха прошла, а Церемжит Жамсарановна с тех пор служит людям за кто
сколько принесет. Вот уже 15 лет она ведет прием в своем доме, что стоит
в самом центре поселка Агинское. Нехитрый шаманский реквизит изготовил
муж – учитель географии. Бабу Цыренович говорит, что больше всего
проблем было с бубном: для полноценного общения с духами годится только
бубен, изготовленный из шкуры кастрированного козла. Лечит Церемжит
Жамсарановна все – от фатального невезения в бизнесе до алкогольной
зависимости. От пациентов нет отбоя, люди к ней едут со всего
Забайкалья, а некоторые даже из Москвы.
Вообще, Агинский Бурятский автономный округ издавна славен шаманами. В
одном только селе Челутай их несколько десятков. К наиболее известным
так просто не попасть – нужно записываются на прием заранее и часами
ждать в очереди.
За здоровьем едут люди и в Агинский дацан. Основанный почти 200 лет
назад, он был и остается для окрестных бурят и церковью, и школой, и
клубом, и больницей. Коммунисты закрыла дацан, а в его помещениях
обустроили «Школу бурятской женщины». Учили девочек грамоте и
домоводству. Сейчас дацан возрождается, а вместе с ним и знаменитая
агинская школа тибетской медицины. При дацане открыт Буддистский
университет, преподают в нем энчи-ламы (ламы-целители) из Тибета и
Внутренней Монголии.
Дамба-намжил лама – тибетец. Преподает в Агинском дацане 10 лет, уже
бегло говорит по-бурятски и по-русски: русских пациентов у него не
меньше, чем бурят. Дамба-намжил признает только одну диагностическую
процедуру – тщательное изучение пульса. Утверждает, что тибетская
медицина ничуть не противоречит европейской. Так, если у вас воспалился
аппендицит, нужно как можно быстрее добраться до традиционного хирурга.
Но вот если мучаетесь застарелым хроническим заболеванием – тогда вам в
дацан. При мне Дамба-намжил развешивает крохотной серебряной ложечкой
привезенные из Индии травы и заворачивает их в кулечки. «А это что за
лекарство?» – спрашиваю. Энчи-лама говорит, что в составе снадобья шесть
компонентов, основной – опилки хвойного дерева, русского названия
которого он не знает, и что помогает это лекарство от всего, но особенно
от головы и от бесплодия.
В арсенале тибетских медиков, кроме гомеопатии, иглоукалывание и массаж.
Массажных «кабинетов» два – один собственно в дацане, а другой, где
практикуют студенты, на Алханае.
Гора Алханай – главная достопримечательность округа. Это бурятский
Баден-Баден, бурятская Мекка и бурятский Диснейлэнд. У подножия горы,
которая считается одной из пяти священных вершин северного буддизма,
течет знаменитый аршан (так буряты называют священные источники) с
целебной водой, а на высоте 1100 метров в створе 6-метровой арки
естественного происхождения расположен «Храм ворот», одно созерцание
которого обеспечивает процветание и железное здоровье как минимум на
год.
От Агинского до Алханая 3 часа езды. Мой проводник, Саян Цыденов, сын
главного редактора местной газеты. В этом году окончил Институт Дружбы
народов по специальности «юриспруденция», но юристом быть не хочет.
Мечтает стать фотографом. Время от времени Саян открывает окно машины и
кормит духов, бросая им то горсть риса, то предварительно сломанную
сигарету. Впрочем, замечает Саян задумчиво, среди бурят нет единого
мнения – нужно ли ломать пополам сигарету, предназначенную духам.
Младобуряты видят в кормлении духов лишь сакральный акт и сигарету
ломают, представители же старой школы утверждают, что поломанная
сигарета для курящего духа вовсе не дар, а смертельное оскорбление.
– Саян, откуда ты знаешь, где именно и когда нужно кормить духов?
– Это просто – кормить нужно там, где ты подумал: «А не покормить ли мне
духов?» Такие мысли так просто в голову не приходят.
Дорога огибает невысокие сопки, на склонах которых пасутся овцы.
Столбиками посреди степи стоят тарбаганы (как суслики, но побольше).
«Выпьешь желчь свежеубитого тарбагана – и на 2 года от изжоги
избавишься», – уверяет Саян.
Проверить это утверждение не удается – мы уже подъехали к Алханаю.
Паломничество начинается с троекратного простирания ниц на специальной
молитвенной доске у ступы, установленной в 1991-м году в память
посещения Алханая далай-ламой. После троекратного простирания ступу
положено столько же раз обойти. Обходить надо по солнцу, разбрасывая рис
левой рукой – ее буряты считают чище правой, поскольку правой рукой
нажимают на курок, держат хлыст и вообще, мало ли что ей делают…
Оставив машину у юрточного городка для паломников, проходим мимо
многочисленных «позных» – крохотных балаганчиков где готовят позы –
культовую бурятскую еду, по виду и вкусу неотличимую от грузинских
хинкали.
Нам навстречу идут десятки людей с полотенцами и пластиковыми бутылками
– те, кто уже вкусил прохладу священного источника. Сам источник – это
неглубокий быстрый ручей с температурой плюс шесть. Подойти к воде
непросто – десятки жаждущих исцеления ожидают очереди принять целебную
ванну. Вдоль по руслу ручей поделен на участки, обозначенные деревянными
табличками «От глаз», «Желудочный», «От сердца», «От почек и печени».
Исцеляемые окунают болящий орган в быструю струю и наполняют пластиковую
тару целительной влагой. Саян говорит, что нельзя принимать четное число
ванн в один день – можно окунаться один, три или пять раз в день, но
никак не два или четыре. Малодушно сославшись на отсутствие плавок, я
отказываюсь поправить здоровье. Впереди у нас подъем к Храму ворот. Еще
в Агинском добрые люди предостерегали меня от восхождения. Однако я, не
вняв советам, последовал за быстрым, как молодой барс, Саяном на высоту
1100 метров. Сказать, что мне было плохо, – ничего не сказать, но именно
у Храма ворот я дал себе обещание бросить курить.
Рядом с Храмом ворот еще два аттракциона – Щель грешников и Чрево
матери. Щель грешников – 3-метровый тесный лаз среди обломков скал.
Говорят, что пролезший сквозь него очистится от грехов. Еще говорят, что
когда в лаз полезет самый большой на Земле грешник, проход обрушится. В
щель я не полез – мало ли что – и двинулся дальше. Пара туристов
ожесточенно спорит у неглубокого грота, увешанного цветными ленточками.
«Скажите, это Чрево матери или нет?» – обращается к Саяну женщина.
Услышав утвердительный ответ, она решительно скрывается в пещере. Саян
говорит, что пребывание в гроте – верное средство от бесплодия. Еще Саян
предлагает мне засунуть руку в какую-то дырку с скале и попытаться
вытащить оттуда камешки. Сколько вытащишь – столько и детей будет. Я по
понятным причинам отказываюсь, – мне бы имеющихся прокормить, а Саян
достает 5 камешков.
… С момента моего посещения Храма ворот прошло уже две недели – а я все
еще не курю. Оздоравливаюсь. Может, подействовало? Только изжога иногда
мучает, но в наших широтах нет степей, а, значит, и нет тарбаганов.
Сергей Ким,
врач-рефлексотерапевт
Разумеется, отношение официальной медицины к шаманству резко
отрицательное. Но как исследователю мне оно интересно. Случаи шаманского
излечения безнадежных больных есть – это факт.
Шаманизм – это энергетическая разновидность лечения, с элементами
зомбирования и гипноза. Шаман особыми ритуальными действиями вызывает
духов, либо хороших, для помощи больному, либо плохих, чтобы удалить их
из тела пациента. При этом среди шаманов встречаются удивительные
травники, которые в отварах используют не только растительные, но и
животные элементы.
Наука еще не готова объяснить работу шамана. Из собственного упертого
консерватизма мы отрицаем все, что не понимаем, а заодно и удаляем с
горизонта конкурентов. В начале 90-х годов один из слушателей Института
народной медицины, работавший с шаманами, рассказывал мне, что у них
существуют очень сильные методики массового воздействия на зрителей.
Шаманы много работают со звуком, варьируют его тональность, высоту,
используют разнообразные ритмические рисунки, вибрации. Известно же, что
человека можно ввести в состояние транса при помощи ритмических действий
или ярко освещенных предметов.
Лечебный эффект шаманизма можно объяснить и так называемым эффектом
присутствия – люди приходят к шаману, уже настроенные на излечение.
По поводу лечебных источников что-то определенное сказать тяжело.
Кстати, подобные вещи известны и в православии. Вспомните хотя бы
Давидову пустынь в Подмосковье. Что там действует на организм и как –
без специальных исследований не объяснить. Но то, что такое целительное
воздействие имеет место быть – установленный факт. Возможно, речь идет о
специфической структуре воды. Молекулы воды в одних и тех же физических
условиях могут образовывать разные пространственные структуры, так
называемые кластеры или клатраты. Разные кластеры могут содержать одно и
то же количество молекул, но иметь совершенно не похожие
пространственные конфигурации. Слышали, что полезно пить талую воду?
Физики объясняют это структурой талой воды, очень близкой к структуре
снежинки. В такой молекулярной конструкции хорошо «пакуются» основные
ионы натрия и калия, что положительно влияет на человеческий организм.
|