●
Чукчи прячут главного шамана
Отыскать настоящих шаманов на Чукотке нелегко, хотя воспоминания о них
бережно хранят и передают из поколения в поколение почти в каждой семье.
Доходная статья Чукотки
Солист самого знаменитого фольклорного коллектива "Эргырон"
Василий Кевкей не только исполняет шаманские пляски, но и сам "шаманит":
занимается знахарством и лечением. А еще он предсказывает погоду и,
глядя на собеседника, может рассказать, о чем тот думает и что
замышляет.
Всемирно известный чукотский писатель Юрий Рытхэу, в настоящее время
проживающий за границей, является внуком шамана и даже написал роман о
своем деде "Последний шаман Чукотки".
По мнению писателя, шаманизм – отличная доходная статья на Чукотке.
"Ради шаманов, – заявил Юрий Рытхэу в одном из интервью, – на Чукотку
приезжают множество иностранных журналистов. Они обращаются к актерам
местных театров, и они устраивают такой шаманизм, лучше настоящего".
Элементы шаманизма сохранились не только в народной культуре, но и в
повседневной жизни. Если в былые годы при забое оленя шаман выполнял
ритуал благодарения, когда кровь забитого животного разбрасывалась в
разные стороны и произносились заклинания, то теперь ритуал проводит или
бригадир, или старейший пастух.
Косторезы изображают шаманов на своих изделиях из моржового клыка,
мастерицы прикладного искусства используют "шаманские" орнаменты при
изготовлении различных вещей из меха.
Во время народных праздников оленеводов либо морских охотников также
используются элементы шаманизма. Народное гулянье начинается разведением
ритуального огня и благодарением духов за все доброе, что дано природой.
Получило популярность горловое пение – которое исполняли шаманы при
камлании.
И все же поиски настоящих чукотских шаманов не прекращаются. Некоторые
исследователи убеждены, что где-то в далекой глубинке сих пор живет
главный шаман Чукотки. Но чукотские аборигены свято хранят эту тайну от
чужаков.
Разговор с покойником по душам
Автору этих строк в конце семидесятых удалось встретить настоящего
шамана Кергенто в селе Алькатваам, Беринговско-го района. Камлание, то
есть гадание, предсказание будущего на покойнице происходило втайне от
властей в домике, на отшибе села, ранним утром. На голой металлической
сетке от кровати лежала покойница, одетая в национальную меховую одежду
керкер, с обнаженными руками. Комната была набита людьми. Голову
покойницы охватывал черный ремешок, к которому на лбу была прикручена
небольшая палочка. Старик Кергенто подергивал за палочку, окоченевший
труп как бы приподнимал голову и "заглядывал" в будущее.
Шаман Кергенто и рассказывал собравшимся, о чем ведает умершая. Старик
говорил, что в будущем резко изменится погода, плохо будет ловиться
рыба, а оленеводство придет в упадок.
Его предсказания сегодня полностью оправдались. Рыбы в тех местах
действительно стало меньше, чем прежде, в совхозе "Алькатваам" не
осталось ни одного оленя, а в конце 70-х было 11 тысяч.
Подобный "разговор" с покойниками в былые времена был весьма
распространенным обрядом у местных колдунов.
Без сомнения, многие настоящие шаманы владели гипнозом. Они могли
усыплять людей, проводить обезболивание отдельных участков тела.
Некоторые шаманы, по рассказам очевидцев, могли брать на себя болезни
других людей. Рассказывают, что в некоторых местах были случаи, когда
женщины-шаманки брали на себя смерть своих больных детей. Сами умирали, а
дети выздоравливали.
До сих пор в прибрежных селах с уважением вспоминают старого охотника,
который мог останавливать кровь. Охотники, разделывая тушу добытого
моржа или нерпы, кита, часто ранили руки острыми ножами. Старик быстро
опускал кровоточащую руку охотника в морскую воду, вытаскивал ее,
накладывал на рану какие-то растения и шептал заклинания. Кровь
останавливалась, и, как утверждали очевидцы, не оставалось даже рубца от
ранения.
Экстрасенсы и священники
Образ шамана, как некоего экзальтированного, злобного, темного человека,
несущего вред своим соплеменникам, сформировавшийся за годы советской
власти, еще доминирует в большей части приезжих на Чукотку. Среди самих
чукчей и эскимосов, особенно старшего поколения, кто помнит рассказы о
шаманах из уст матерей, отцов и дедушек, и бабушек, шаманы
воспринимаются, как священники, или экстрасенсы.
Шаманом мог стать далеко не каждый человек, а тот представитель племени,
у кого была более тонкая психика, кто обладал даром предвидения, хорошо
понимал явления природы, разумеется, знал традиции и обычаи своего
народа. Шаманство во многих случаях передавалось по наследству, но не
всегда. Племя, или стойбище, оставалось без своего духовного лидера –
шамана в том случае, если и родственники и потомки ушедшего в иной мир
шамана вовсе не обладали его качествами, как целителя и предсказателя.
В музейном центре "Наследие Чукотки" показывают ритуальные вещи шамана
Анкауге из села Нутепельмен. Это небольшой деревянный самолет с
пропеллером, обрез, бубен и шаманская одежда. В книге о шамане Анкауге
есть такое описание камлания Анкауге: "Шаман Анкауге весьма искусно
сделал модель самолета и при камлании вечером устанавливал его наверху
яранги. Во время сеанса он призывал американские самолеты и включал
пропеллер модели – раздавался сильный шум от вертящегося пропеллера.
"Летит самолет, скоро будет бросать бомбы", – кричал шаман. В это время
раздавался громкий выстрел из обреза дробового ружья, вмонтированного в
самолет. Все падали, ожидая смерти. Смерть не наступала. Анкауге
торжествовал и говорил, что все здесь присутствующие остались в живых
потому, что не пошли за русскими и советской властью".
Шаманов бояться -в тундру не ходить
В предвоенные годы детей из стойбищ вывозили в интернаты в большие
поселки. Конечно, матери сопротивлялись этому. Но позже, когда чукчам и
эскимосам стали объяснять, что детей будут в интернатах одевать, кормить
и обучать грамоте, родители сами, добровольно, привозили детей.
Шаманство и кулачество особенно усиленно уничтожалось в период
коллективизации на Чукотке в 40-50-е годы. Десятки, сотни зажиточных
оленеводов, хозяев малых и больших оленьих стад, а с ними и десятки
шаманов из стойбищ увезли в тюрьму или расстреляли на месте, "при
оказании сопротивления".
Погиб в тюрьме и Алитет, герой знаменитого в свое время романа Тихона
Семушкина "Алитет уходит в горы". Далекие родственники Алитета и теперь
проживают в селе Рыркайпий.
По их рассказам, Алитет был добрым шаманом. Мог сказать, какая семья
станет зажиточной, предупреждал те семьи, в которые неотвратимо придет
болезнь. Был среди оленеводов и береговых чукчей очень авторитетен.
Когда милиционеры увозили арестованного Алитета, он сказал жене, что
живым уже не вернется, что искать его, желать встретиться с ним не
нужно, можно за это пострадать.О его смерти расскажет упавший бубен,
повешенный Алитетом в пологе. Так впоследствии и случилось.
Знаменитый эскимосский сказочник Кивагмэ также, видимо, обладал
способностями к гипнозу. Отморозив ступни ног, он сам ампутировал их
ножом, когда началась гангрена, тем самым спас себе жизнь.
Знаток истории Чукотки, редактор национального радиовещания Маргарита
Беличенко, в беседе с корреспондентом "НГ" сказала: "Я уже не застала
шаманов. Но мама мне рассказывала о них. Шаманов никто из чукчей не
боялся. В трудные минуты они подбадривали людей стойбища. Их всегда
приглашали на семейные праздники. Шаманы искусно подражали вою волков,
лаю собак, крикам птиц. В большинстве они были добрыми, отзывчивыми
людьми, но были и такие, которые могли навести на человека порчу".
--------------
Нынешние молодые чукчи и эскимосы, воспитанные в интернатах, плохо, в
большинстве своем совсем не знают родной язык, историю. Увлекаются
компьютерами, посещают дискотеки. Редко кто из них идет по стопам
предков – становятся оленеводами или морскими охотниками. К тому же
многие молодые люди посещают церковь, приняв православие, отвергают
шаманизм. О будущем они узнают из астрологических прогнозов, публикуемых
практически в каждой газете.
|