●
Север ждет шамана
Последний шаман на Таймыре умер в 1997 году — по данным официальных
источников. Так ли это на самом деле? На поиски северных шаманов
отправился корреспондент «АиФ на Енисее».
|
Входил в чум, отряхивал хвост
В свое время на Севере без шаманов выжить было сложно. Они, с помощью
духов, указывали места для удачной охоты и рыбалки, искали людей,
потерявшихся в тундре, лечили. Обычно женщины в тундре рожали
самостоятельно, но при тяжёлых родах на помощь всегда приходил шаман.
— Целебные травы, заклинания — и женщине в большинстве случаев удавалось
удачно разрешиться от бремени, — говорит кандидат искусствоведения
Оксана Добжанская, которая не один год изучает феномен нганасанских
шаманов. — Кроме того, как бы невероятно это ни звучало, они умеют
предсказывать будущее и видят прошлое. При мне шаман предрёк молодой
женщине, которая долго не могла забеременеть, рождение девочки. Ровно
через 9 месяцев она родила дочь.
Самыми сильными шаманами среди северных народов традиционно считались
нганасанские, представители рода Нгамтусуо (Костёркины). За полтора века
их история обросла легендами и мифами. Говорят, несколько шаманов
родились хвостатыми. В одной из книг записано: «Тайбула (мужское имя),
когда зимой входил в чум, хвост отряхивал». Умение общаться с духами
передавалось от отца к сыну.
В советскую эпоху, когда религия была объявлена «опиумом для народа» —
шаманам пришлось несладко.
— «Магов» арестовывали, сажали в тюрьмы, уничтожали их одежду, бубны, —
говорит Оксана Добжанская. — По преданию, во время камлания шаманки
Нобобтиэ, начальник милиции Беретенников заскочил в чум, выхватил
пистолет и выстрелил в горящий костёр, потом ещё раз — вверх, в дымовое
отверстие чума. Чтобы духов распугать. Затем схватил Нобобтиэ и начал
срывать с неё одежду. Ей удалось вырваться. А Беретенников вскоре с ума
сошёл.
В 1997 году умер последний нганасанский шаман — Дюлсымяку Костёркин, а
его брат — Тубяку — ушёл из жизни на 8 лет раньше. Никто из их
родственников в магической силе себя не проявил.
Костюм Тубяку… кормят
Шаманов хоронили, как и обычных нганасан: оставляли в тундре на нартах,
сверху ставили чум из лиственницы. Женщинам с собой клали посуду,
мужчинам — сети, оружие, столярные инструменты. Всё это обязательно
должно было быть разорвано и сломано. Нганасане верили: в потустороннем
мире всё разбитое станет целым, и наоборот. Одежду шаманов тоже рвали в
клочья и хоронили вместе с хозяевами, а вот металлические украшения
(обладающие силой) переходили по наследству.
Однако Тубяку ещё при жизни передал свой костюм, бубен и колотушку
таймырскому краеведческому музею, который находится в Дудинке. С тех пор
в музее порой происходят странные вещи. Директор Ольга Корнеева в чудеса
не верила, пока больше 10 лет назад к ним в музей не привезли из
Петербурга восковые фигуры. Гоголевскую панночку из «Вия» (вместе с
гробом) тогда пришлось поставить рядом с костюмом шамана.
— Вечером закрываю музей, ставлю на сигнализацию — ничего не выходит, —
вспоминает Ольга Павловна. — Вызвала электрика, оказалось — в зале, где
выставлен костюм Тубяку, провод разорван. Решили наладить утром.
Приходим — а он цел. Тогда электрик ещё пошутил: «да ваш шаман с
панночкой никак ужиться не может». А через пару лет в музее художники из
Екатеринбурга работали. Ночевать остались. Всю ночь свет сам по себе
включался и выключался. Сначала думали, что шутит кто-то, но оказалось —
нет. Некоторые не решились тогда рассвет в музее встретить — ушли.
За костюмом работники музея ухаживают, как за живым существом —
«кормят». Прикасаются к нему, только если запястья себе обвяжут
специальной тряпочкой (защита от злых духов), сбрызгивают водкой — так
просил его хозяин. Периодически в музей приходят родственники Тубяку —
пообщаться с духом шамана. Его сын Леонид несколько раз надевал костюм
отца, но совершить обряд у него не получилось.
В Дудинке мне рассказали ещё одну «шаманскую» историю. Когда-то там, на
берегу Енисея, был музей. В нём висели картины местного художника, в том
числе, и портрет шамана. Именно он каждую ночь падал со стены, как бы
его ни крепили.
Русский шаман
Но все же на Севере, в Норильске, мне удалось отыскать шамана — Олега
Крашевского. Конечно, никакого отношения к нганасанским шаманам он не
имеет, и дар общения с духами перешёл к нему не по наследству. Просто от
известного шамана Дюходэ (отца Тубяку) ему достался костюм.
— Я занимался белой энергетикой, помогал людям, а в 1990 году сильно
заболел, — рассказывает Олег Ренгольдович. — Перенёс 11 операций, 2
клинических смерти, 2 инфаркта. Прошёл так называемую «шаманскую
болезнь». В это время шаман проходит посвящение в других мирах. Духи
решают: подходит он им или нет. На земле же человек в это время нередко
впадает в летаргию. Нганасанские шаманы обычно уходили на этот период в
тундру — до полного «выздоровления». Я выздоровел, хотя все думали, что
умру. Научился общаться с духами, «летать», лечить людей.
Олег Крашевский берётся помочь людям с любыми болезнями, кроме «нервных»
(сюда же он относит и церебральный паралич). Шаман признаётся честно:
помочь удаётся, но не всегда. Поэтому традиционного лечения не
отвергает. Деньги и подарки за помощь никогда не берёт.
— Сейчас у меня трое маленьких детей, поэтому «лечебкой» занимаюсь не
так интенсивно, как раньше, но если кто-то обращается за помощью — не
откажу, — говорит шаман. — С конца апреля до начала октября я нахожусь
на озере Лама (Норильск). Там построил трехэтажный дом. Это одно из
самых сильных энергетических мест во всей России.
* * *
Олег Крашевский считает, что шаманов на Севере уничтожила советская
власть. Нганасане были самым непокорным народом, а шаманы — объединяющей
силой. Убрав их, разрушили устои, раскололи народ. Сейчас он влачит
жалкое существование.
Ольга Добжанская добавляет: жизнь изменилась так, что шаманам не
осталось в ней места. Рожениц из тундры стали отправлять в крупные
города, в какие дни рыбачить и ставить ловушки на оленей — вместо
шаманов решают специалисты. Но сегодня Север ждёт: может, появится
настоящий шаман, и всё вернётся на свои места?
КСТАТИ
Костюм шамана шили из шкуры «предсказанного» оленя: шаман указывал время
и место, где будет убит олень с определёнными признаками. Лиственницу,
из которой вырезали бубен, шаман видел во сне и рассказывал
родственникам, где она стоит и как выглядит.
|