●
Иркутские школьники получили покровительство бурятского шамана
Иркутские школьники приняли участие в шаманском обряде обращения к
предкам бурят и духам дороги. У каждого из школьников теперь есть
монетка-талисман, освященная во время обряда, которая будет охранять
хозяина от враждебных сил. Дети попробовали себя в национальной
бурятской борьбе, водили ёхор и отведали традиционную кухню бурят.
4 марта в рамках
Зимниады-2006 состоялся однодневный тур «Сибирь. Культура и традиции.
Бурятский национальный праздник в поселке Усть-Ордынский»,
организованный компанией «Гранд Байкал». Участие в туре приняли 30
лучших учеников 7-8 классов иркутской гимназии №25 и средней школы №80.
По дороге в
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ участники сделали остановку на
одном из священных жертвенников бурят - «обо». По древнему обычаю, все
взялись за руки и обошли ритуальное место по ходу солнца три раза. При
этом каждый должен был мысленно назвать духам свое имя, попросить доброй
дороги. В дар богам были оставлены монетки и конфеты. В поселке
Усть-Ордынский тур начался с посещения Государственного национального
музея автономного округа. Директор музея Людмила Шадаева рассказала, что
на территории округа сегодня проживает 86 национальностей, среди которых
– русские, украинцы, белорусы, поляки, немцы. Но титульной народностью
Усть-Орды являются буряты. В музее собрана уникальная коллекция культуры
предбайкальских западных бурят. Участникам экскурсии показали древнюю
юрту – такую, как ее изготовляли предки бурят. Жилище покрывалось
шкурами, укреплялось мхом или дерном, остов из жердей скреплялся наверху
черепом животного с рогами. Рога служили тотемной защитой от злых сил.
На территории музея существует комплекс под открытым небом «Бурятская
крестьянская усадьба XIX - начала XX вв..», среди его строений –
настоящая бурятская юрта. Размер традиционного жилища бурят зависел от
количества членов семьи. Жерди или бревна вытачивались пятигранными.
Считалось, что это помогает женскому плодородию. Сами юрты делались
округлыми – шести, восьмиугольными, реже – четырехугольными. «Буряты не
любят острых углов», - пояснила Людмила Шадаева. Интересно, что при
разработке проектов жилищ, которые могли бы стоять в будущем на
поверхности Луны, оптимальной была признана конструкция юрты. Она
устойчива к землетрясениям, легко разбирается. Внутреннее помещение юрты
всегда было разделено на две половины: западная, более теплая часть,
была отдана мужчинам, восточная – женщинам. Женщинам, особенно девушкам,
не разрешалось заходить на мужскую половину. В центре юрты всегда горел
очаг. Даже во время кочевий очаг держали тлеющим. Если огонь погас, это
означало скорую болезнь. Разводить огонь можно было только чистыми
руками, не допускалось бросать в пламя мусор.
Участникам экскурсии
показали лук и стрелы, которые имел каждый бурятский охотник. Лук
изготавливался из дерева, делались вставки из костей изюбря, крепившиеся
на клей с добавлением желчи осетра. Буряты использовали необычные
стрелы, которые издавали шум и свист при полете. Такую «психологическую»
атаку охотники использовали, чтобы выгнать зверя в доступную зону, где и
поражали его уже обычными стрелами.
После посещения музея
для всех участников экскурсии был проведен обряд обращения к предкам
места и дорожным духам. Участник Государственного национального ансамбля
песни и танца «Степные напевы» Анатолий Таршинаев имеет вторую степень
посвящения в шаманы. Всего степеней – девять. Шаманы первой и второй
степеней имеют право на подношения молоком, чаем и тарасуном, могут
обращаться к духам места и предков. С третьей степени разрешаются
жертвоприношения животных. Восьмой и девятой степеней достигают
немногие. Считается, что такие шаманы могут левитировать и влиять на
погоду. Свой бубен шаман не доверяет никому, его всегда нужно держать в
вертикальном положении, чтобы духи не покинули священный предмет.
Анатолий Таршинаев провел очищение огня, места, жертвенной пищи и
участников обряда. Он попросил всех загадать желания, после чего сам
шаман и двое экскурсантов попытались вознести дары духам (подбросить
вверх над костром ритуальную чашечку с чаем). Трижды духи не принимали
дар – ритуальная чашечка падала на землю дном вверх. На четвертый раз
подношение было принято. А это значит, что дорога будет легкой, и все
загаданное исполнится.
Участники ансамбля «Степные напевы» исполнили для
детей традиционные песни, которыми буряты приветствуют самых дорогих
гостей. Мальчишки попробовали свои силы в бурятской национальной борьбе.
Завершился праздник национальным хороводом – ёхором. Последняя часть
экскурсии – обед из блюд национальной кухни. Школьники попробовали
саламат – блюдо из жирной сметаны и муки, и настоящие бурятские позы.
|