●
Тайны гневного мыса
Мыс Рытый — самое таинственное и загадочное место на Байкале, его еще
называют Гневным мысом. Это одно из древнейших шаманских сакральных
мест. Здесь бурятские шаманы проводят свои обряды и совершают
жертвоприношения духам. Сюда не смеет ступать женская нога, здесь
существует множество запретов и для мужчин, и даже шаманам духи
разрешают доходить только до места, где из голой скалы вырастает кедр.
Нарушивших запреты ждет мгновенная расплата. Александр Бурмейстер вырос
в этих мистических святых местах, где слышатся голоса, являются миражи,
где возможны встречи с духами и душами давно умерших...
Встреча в пещере со старым шаманом
Александр Бурмейстер — человек в области известный. Прежде всего как
Байкальский ледовый капитан. По образованию Александр — геолог, по
увлечению — режиссер, оператор и сценарист, он снял восемь фильмов о
Байкале. Александр родился и вырос на Байкале, его родители работали на
метеостанции мыса Покойники (так окрестили эту местность
казаки-первопроходцы). Ближайшим к Покойникам населенным пунктом был
поселок Онгурены, а это 72 км южнее метеостанции. Мыс Рытый делил
расстояние между домом и школой пополам.
Естественно, дети Бурмейстеров не могли каждый день ходить в школу более
чем за 70 километров. Родители купили маленький домик в Онгуренах на
задворках старой школы, и трое детей жили и учились самостоятельно. Всей
семьей Бурмейстеры собирались только во время школьных каникул. Во время
одного из таких походов домой маленький Саша Бурмейстер и столкнулся
впервые с аномалиями Гневного мыса:
— В 20-х числах декабря нам пришла телеграмма от отца: "На Новый год
приходите домой, я встречу вас на мысе Рытом". Мы собрались и пешком
(младшая сестра Наталья тогда училась во втором классе, старшая Галина в
четвертом, а я в шестом) пошли домой в Покойники, а это сорок километров
зимнего пути. По дороге нас подвезла машина до Кочериково (около 15 км),
остальной путь шли по снегу пешком.
Когда до мыса Рытого оставалось 7 километров и мы вышли на берег Байкала
в районе мыса Онхолой, мы впервые столкнулись с таким известным сегодня
явлением, как "байкальская оптическая линза" — когда кажется, что
удаленные объекты находятся на расстоянии буквально вытянутой руки.
Солнце уже садилось, когда мы увидели Рытинское зимовье и людей.
Казалось, что они совсем рядом. На самом деле люди и зимовье находилось
на расстоянии семи километров.
Быстро темнело. Мы начали забираться вверх и поднялись примерно на 600
метров. Резко подул холодный горный ветер, и началась жуткая пурга. Мы,
маленькие дети, окончательно потеряли чуть заметную среди этих
занесенных снегом скал звериную тропинку, которая и летом едва заметна.
Место, до которого мы успели добраться, было очень отвесным, даже снег
на нем не держался, камни сыпались из-под ног. Мы сели на свои рюкзачки
и решили передохнуть. От усталости начали засыпать девчонки, а затем
уснул и я. Мы и не подозревали, что сон может кончиться для нас смертью.
И тут Александру Бурмейстеру было видение, впечатление от которого живо
до сих пор:
— У меня было ощущение, что темнота вдруг пропала. Вокруг меня был свет,
а я был словно невесомый. Я мог свободно парить и вертеться в воздухе. Я
начал подниматься над этим местом, где мы заблудились, и увидел тропу,
которую мы потеряли, — она была совсем рядом, на пятьдесят метров выше.
Увидел собаку Марту, которая шла с нами, она яростно лаяла на изюбря. Я
гладил изюбря по рогам, а он меня не боялся. Сел на него верхом и как в
сказке и поскакал над знакомыми распадками. Я видел Байкал с высоты
полета птицы, видел дом и собственных родителей. Вдруг мой изюбрь
повернул резко назад, и я очутился в распадке мыса Рытого, у входа в
пещеру. Из нее вышел дед-шаман, которого я помню с детства, он угощал
нас, ребятишек, шашлыком (куски печени барана и изюбря, чередующиеся с
салом нерпы, нанизываются на круглую палку — шампур, который втыкается в
землю одним концом. Шаманский шашлык готовится от жара углей костра).
Этот белый старик шаман завел меня в пещеру. В пещере горел костер,
посредине лежал плоский большой белый камень. Вокруг я видел только
вытянутые тени, их было много. Я очутился посредине камня, меня резали,
разрывали на куски, выворачивали кости, жгли, боль была дикая, я помню
ее до сих пор.
Пастухи приняли детей за видения
Когда я очнулся и открыл глаза, то увидел не шамана, а своих сестер,
которые усердно колошматили меня кулачками и ревели во весь голос.
— Кругом темно, мы думали, что ты умер! Что нам делать? — кричали они.
Тут я вспомнил Рытинское видение и уже точно знал, куда идти и где
тропа. В абсолютной темноте мы, ребятишки, поднялись на 50 метров вверх
и вышли в самом деле на тропу! Тогда это не казалось мне чудом. По
тропинке впереди нас бежала собака. Ее следы вели нас по снегу, их можно
было разглядеть даже в темноте. Наконец наши ноги стояли твердо, а не
скользили. Впереди, примерно километрах в четырех, замерцал огонек,
который придал нам силы.
В первом часу ночи брат и две сестры вышли к Рытинскому зимовью, где
жили пастухи.
— Когда эти шесть здоровых мужиков увидели нас, трех замерзших детей на
пороге зимовья в свете керосиновой лампы, то жутко испугались, забились
в углы и достали ружья. Мы попросили разрешения переночевать, но когда
пастухи услышали, что мы пришли из Онгурена, то снова дернулись в
испуге. Возможно, они приняли нас за видения, ведь и взрослому человеку
очень сложно пройти такой путь за день, а тут ребятишки. Мы положили
девчонок спать, а я вышел на улицу покормить собаку. Но сколько я ни
звал Марту, она не прибегала. Лай ее доносился из-за скалы, где мы
недавно чуть не погибли. "Что за собака шла впереди и вела нас?" —
спрашивал я себя и с этими мыслями обошел вокруг зимовья. Окна в той
стороне, откуда мы пришли, тоже не было. Но ведь мы шли несколько часов
на мерцающий огонь, который видели все втроем! На следующий день мы
встретились с отцом. Расталкивая лодкой льдины, он нашел нас, и Новый
год мы встречали у себя дома, в "Покойниках", с огромными волдырями на
ногах.
Стена и фундаменты домов высоко над Байкалом
В следующий раз Александр Бурмейстер столкнулся со странностями мыса
опять же в декабре, но уже 1977 года. Ему тогда было 16 лет. Тогда семья
Бурмейстеров из-за льда не смогла проехать до школы на лодке, и
Александру пришлось одному идти в Онгурен по береговой звериной тропе.
— Во время очередного порыва горного ледяного ветра я укрылся за
каменным выступом. Когда ветер стих, я увидел что-то типа стены. Высотой
она была метра полтора, сложена из камней, разных по породе. Камни
собирали и складывали из них стену древние люди. Длинная стена высоко
над Байкалом — что может быть удивительней? Я стоял на краю стены и
смотрел вниз, на реку Риту. Вдруг на степной поверхности мыса я увидел
ровные, длинные белые полосы, которые шли параллельно друг другу и
врезались в берег реки. Мой дед по профессии городской архитектор, и я
видел у него планы улиц и разные эскизы. Мне мгновенно пришло на ум
сравнение, что белые полосы — это фундаменты домов, а белые они потому,
что снег набило ветром за неровностями рельефа. Я спустился к зимовью и
стал расспрашивать о стене и белых полосах пастухов. Но они были
удивлены и сказали, что никогда не видели ни этой стены, ни белых
длинных полос.
Шаман провел на Рытом ритуал жертвоприношения
Прошло 25 лет. Все это время Александр Бурмейстер помнил о стене и
фундаменте загадочного поселения, которое никто не видел. Впервые в это
сакральное место Бурмейстер привез писателя Сергея Волкова, это было в
2002 году.
— Сергея с другом мы высадили с северной стороны мыса Рытого и забрали
оттуда через сутки. Оба были живы, но не могли говорить. Когда пришли в
себя, Сергей рассказал об ужасах, которые ему пришлось пережить за эти
сутки: друзей атаковали щитомордники (ядовитые гадюки) и осы размером с
грецкий орех. Об этих аномалиях Сергей Волков написал статью, которая
вышла в одном из российских журналов.
В 2005 году Александр Бурмейстер организовал совместно с Байкало-Ленским
заповедником экспедицию на мыс Рытый, в которую вошли журналисты,
фотографы, этнографы и востоковеды. Потомственный шаман Валентин Хагдаев
взял на себя самую тяжелую ношу — просить духов местности пустить
экспедицию к загадочной стене.
— Валентин провел на Рытом ритуал жертвоприношения. Духам местности Ухэр
был принесен в жертву баран. Шаман зажег два ритуальных костра и начал
молитву. В это время из пади мыса Рытого вышло низкое темное облако и на
нас хлынул ливень. Дождь кончился вместе с молитвой. "Духи дали
разрешение идти", — сказал шаман.
Во время этой экспедиции удалось померить и сфотографировать стену.
Местами она достигает полутора метров. Длина ее составляет 333 метра.
Для чего была построена эта стена, предстоит выяснить следующим
экспедициям, пока это остается загадкой. В каменной кладке стены были
обнаружены кусочки керамики с орнаментом, по виду они напоминают остатки
сосудов и чаш. Вогнутые части керамики обожжены изнутри. Для определения
возраста они были переданы археологам Российской академии наук.
Ведь мыс Рытый — это древнее сакральное место, хранящее еще много тайн,
разгадывать которые суждено не одному поколению людей.
|