●
Как уберечься от гнева богов
Задумывались ли вы когда-нибудь, что вольно или невольно можете
навлечь на свою голову гнев богов? Нет? А зря. Потому что такой угрозе
вы подвергаетесь ежечасно.
— Мы совсем перестали соблюдать обряды и традиции наших предков, отсюда
множество бед, которые происходят в современном обществе, — говорит
директор этно-экологического центра «Гарпанга» Юрий Слепцов, довольно
долгое время занимавшийся возрождением и сохранением народных традиций.
— Эти традиции должны знать все. На днях в издательстве ЯФ СО РАН должна
выйти книга «Эвены Момского района» о традициях эвенского народа. Ее
должны прочесть все. Этого мы и добиваемся.
Авторами книги являются директор Музея истории и культуры эвенов поселка
Сасыр Розалия Дегтярева, ее муж — учитель Улахан-Чистайской средней
школы Александр Дегтярев и Юрий Слепцов. Книга выйдет не в качестве
монографии, а как научно-популярное издание.
— Такие книги нам сейчас невероятно нужны! — эмоционально говорит мой
собеседник. — Ведь многие самые элементарные народные традиции,
неукоснительно соблюдавшиеся веками, забывают. И если старики еще что-то
выполняют, то молодые ведут себя как «Иваны, не помнящие родства».
— А есть какая-то разница между традициями разных северных народов или
они похожи?
— Обычаи всех северных народов похожи. У них идентичны обычаи поклонения
огню, бытовые обряды и пр. Скажем, женщина не должна дотрагиваться до
мужских предметов охоты или рыболовства — удачи не будет.
— А как же женщины-охотницы или рыбачки?
— Ну, это ведь скорее исключение, чем правило. Бывает, что некому
добывать пропитание. Тогда приходится это делать женщине. Или, например,
беременным или только что родившим женщинам нельзя подходить к водоемам.
Дух озера или реки может обидеться за подобное неуважение, и семью
начнут преследовать несчастья.
— Почему?! Разве кормящая или будущая мать считается «нечистой»?
— Видимо, да. В озере может перестать водиться рыба, по крайней мере,
будет ловиться плохо.
НЕ ПЛЮЙ В КОЛОДЕЦ, ИЗ КОТОРОГО ПЬЕШЬ
— Существуют целые традиции поклонения горным перевалам. Считается, что
это переходы между мирами. На перевалах ни в коем случае нельзя ходить в
туалет, громко кричать, ругаться или как-то еще осквернять эти места.
Вообще, нужно стараться проехать этот участок дороги молча, не суетясь.
Многие относятся к подобным приметам с недоверием. А зря. Я сам слышал
истории, что таких неверующих постигали неудачи в пути: или машина
билась в дороге, или люди получали травмы в аварии.
Есть в Момском улусе село Хону, в котором я вырос. Мы с братом в детстве
ходили к одной горе, дорога к которой проходила через священное дерево.
Брат подобрал чужой окурок и докурил его. Так получилось, что он прожег
одежду да еще и сам обжегся. Потом мы вспомнили, что нашли эту сигарету
у священного дерева.
Недавно я был на реке Индигирке, там есть город Зашиверск. Вернее, был,
это исчезнувший город. Пока мы были там, могли наблюдать, как местные
рыбаки выбрасывали прямо в реку кости от съеденной рыбы. Делать это ни в
коем случае нельзя. Ну зачем такое пренебрежение к реке, она ведь тебя
кормит! Мы им так и говорили: «Зачем вы так делаете? Вас же хозяйка не
отпустит подобру-поздорову». И правда ведь! После этого они до Хону
больше недели добирались. А до этого села всего пять-шесть часов пути.
— Да вы что! Просто мистика!
— Да-да. А однажды я видел вестника смерти. Как-то осенью я охотился на
зайца и стоял в засаде. Вдруг каким-то шестым чувством заставил себя
обернуться. И вижу — вдалеке через поле не то зверь, не то человек идет.
По силуэту вроде человек, а вместо лица чернота. Об этом рассказал дяде,
который охотился, он сказал: «Пойдем следы посмотрим». И тут у нас как
назло машина закапризничала, да еще темнеть начало. А уезжать надо было
засветло — дорога тяжелая. Так мы и не посмотрели следы. Приехав домой,
я сказал матери: «Умирает великий человек». Мать поругала меня за то,
что я желаю ее смерти. Моя мать была дочерью шаманки и в роду у нее
очень много шаманов. Потом мы узнали, что в этот день в разных местах
умерли два молодых человека. А обычно, когда умирает какой-то сильный
шаман, его «сопровождает» несколько других людей. Вот раньше была
традиция хоронить вместе со слугами, сейчас ее нет. Поэтому сильные люди
«уводят» с собой людей. Через некоторое время мать умерла.
Или, например, мой дядя, брат матери, очень долго умирал, все никак не
мог покинуть этот мир. Как-то, сидя у огня, я сказал тете, что старик
попутчиков ждет. Ночью перед смертью дяди в поселке произошел пожар и в
огне погибли двое детей. Через 15 минут умер и дядя.
«НЕ НАКАРКАЙ!»
Предостережение, кстати, очень правильное. Волнуясь за ребенка и
представляя всякие ужасы, родители невольно желают их исполнения. Перед
поездкой куда-то нельзя много говорить. И нельзя собирать человека в
дорогу с подобными словами: «Возьми запасную одежду, ты промокнешь». Как
вы говорите, так и случится.
— Ну что мы все об ужасах всяких, расскажите о добрых приметах.
— Вода — это хороший символ. Очищения, освобождения. Чтобы очистить дом
от астральной грязи, нужно жечь свечи, особенно в углах, пожечь в доме
багульник. Перед тем как войти не только в свой, но и в чужой дом,
отряхивайтесь. Для чего в доме половик — не только ведь обычную грязь
собирать.
Традиции стараются соблюдать старики. А молодые их теряют. И если
ритуальные обряды еще как-то соблюдаются, то свадебные с приходом
христианских традиций совсем забыли. Совсем забыли традиции захоронения
самоубийц. Самоубийц нужно хоронить лицом вниз, со связанными руками и
ногами. Их не должны провожать как обычных покойников. Их именами не
должны называться ни дети, ни внуки.
Тех, кто умирает не своей смертью, нужно вообще забыть. В газетах
печатают некрологи, напоминают, а так делать нельзя. Поэтому у нас
сейчас так много молодых самоубийц: «дьявол самоубийства» после
очередной смерти, так как его не провожают, остается среди людей.
Мы перестали уважать старших, а это ведь тоже традиция. Старики — это
«сгусток мудрости». Опровергая это знание, мы теряем эту мудрость. Точно
так же, как, не зная своего языка, мы теряем свой этнический код.
В СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД ЗВОНИТЕ В КОЛОКОЛЬЧИКИ
По якутским поверьям, в ночь Рождества вся нечисть выходит на
поверхность земли из воды (из прорубей). По большим спискам черти
сверяют, кто должен был умереть в этот год, и проводят «зачистки».
Поэтому с середины января по февраль обычно умирает очень много людей.
Это закономерность, подмеченная мною в течение долгого времени. В это же
время составляется новый список: кто должен покинуть этот мир в новом
году. Старики всегда стараются не попасть в этот список. Гадания, шумные
балаганы — все это для того, чтобы отпугнуть чертей. В сильные морозы
черти блуждают меньше — холодно же и у них нет возможности составить
большой список. Поэтому, когда стоят холода, это хорошо — народу умрет
меньше. Звона нечисть тоже боится, поэтому хорошо, если дома звенят
колокольчики. Лютуют злые духи вплоть до 19 января — Крещения.
Именно в эти январские дни особую достоверность имеют гадания. Пик
гаданий — в ночь на 13 января. Мой дед, когда был маленьким, видел, как
гадали со столом. Стол, по его словам, вертелся как живой, и если
хозяева плохо смотрели, мог даже убежать через дверь!
— Как еще гадали раньше?
— В старину часто слушали жернова на мельнице. Мать моего друга гадала в
молодости. Ночью, закутавшись в тулупы, они сидели возле проруби. Она
услышала звук отъезжающих саней. Потом ей объяснили: ты уедешь из этого
места навсегда и никогда не вернешься. Так и случилось, в Оймяконе (а
дело было там) ей больше бывать не пришлось.
В общем, традиции, они и в Африке традиции. Если не будешь соблюдать,
рискуешь разозлить духов, которые уже постараются навлечь на твою
разнесчастную голову всевозможные напасти. Поэтому чтите традиции,
слушайте стариков и читайте исторические книги.
------------------
Приметы северных
народов
Эти приметы взяты из книги «Эвены Момского района» (обычаи и обряды),
однако они характерны и для других северных народов.
- Женщинам запрещается переступать через охотничьи предметы: ружья,
самострелы, черканы (капканы), лыжи, мауты (арканы), петли, сети.
Считалось, что нарушение этих запретов влечет неудачу в охоте и рыбалке.
- Женщина не должна переходить реку, где находится «морда» (вид
рыболовной снасти) или сеть.
- Женщина не должна переступать через спящего мужа, класть свою одежду
поверх его одежды или обуви, проходить между мужем и очагом.
- Охотнику запрещается надевать на себя женскую одежду или в торбаза.
- Женщинам запрещается смотреть в глаза убитых оленей или переходить
через их туши, кости и шкуры.
- Женщине нельзя разговаривать на тему охоты или проявлять интерес к
охоте.
- Во время родов все женщины распускали волосы и развязывали узлы на
всех мешках, чтобы ребенок не запутывался в утробе матери.
- Молодой чете нельзя пользоваться постелью из медвежьей шкуры — родится
нервный ребенок.
- Идя на охоту, нельзя валить деревья поперек дороги — не будет удачной
охоты.
- Если ворон летает высоко, значит, предстоит встреча со зверем.
- Упал охотничий нож лезвием вверх, значит, предстоит удачная охота.
- Легкое скольжение лыж — к пасмурному дню.
- Если лось ведет себя неспокойно, петляет зигзагами — быть снегу.
- Мышь забьет в унты мусор — быть богатым.
- Мышь разгрызет одежду — к смерти членов семьи.
- Убить медведя с полинявшей шерстью — к смерти охотника.
- Глухарь и тетерев не улетают от охотника — к крупной удаче в охоте.
- Если вам снятся страшные сны, положите под подушку нож или хотя бы
ножницы. Тогда вас не побеспокоит ни одна нечисть.
|