●
Житель Байши принес жертву белоголовому орлу
Священная птица посетила северную деревню, после чего ее обитатели
закололи барана, кролика и рябчика.
|
Необычный гость стал появляться этим летом в северной деревне Байша
Баяндаевского района. Легендарный белоголовый орел прилетел во двор к
одному из жителей деревни. Чтобы задобрить священную птицу, хозяин
облюбованного орлом дома обратился к шаману и принес в жертву птице трех
живых существ — рябчика, кролика и барана.
Впервые огромную белоголовую птицу Сергей заметил у себя в огороде еще в
прошлом году.
— Смотрю — на столбе сидит орел. Прогонять я его, конечно, не стал — эта
птица у нас, бурят, считается священной, — рассказывает Сергей. — Да
только орлы живут в степи и стараются держаться подальше от людей. А
если дикая птица, да еще такая, как белоголовый орел, прилетела к
человеку, значит, просит чего-то. Мне об этом мать рассказала. А мы же
простые люди, что можем дать священной птице? Чего орел хотел от нас? Я
решил обратиться к шаману. Поехал в Усть-Орду, к местному знахарю,
который гадает на водке. Тот посмотрел на огненную воду и сказал, что
обязательно нужно принести жертву царю птиц, чтобы никакой беды не
случилось — ведь не случайно он прилетел именно к моему дому.
Местом жертвоприношения был выбран остров Ольхон — по мифам, этот остров
на Байкале считается родиной белоголового орла. В первый раз Сергей с
друзьями отправился к ольхонскому шаману Валентину Хагдаеву в июне,
однако приехал не в тот день, когда можно было совершить подобный обряд.
Вторая поездка оказалась более удачной — обряд был исполнен.
— Поехали на Ольхон втроем — я и двое помощников, которые должны были
резать барана. Одному было бы сложно, ведь убить живое существо в угоду
богам нужно уметь, — о жертвоприношении Сергей рассказывает неохотно,
считая, что совершение этого обряда было его святым долгом. — Обряд
длился долго, часов пять. Сначала под молитвы шамана зарезали барана,
потом мясо варили в большом котле. Кости шаман выложил на земле так, как
они должны были располагаться в живом баране. Так же в жертву принесли
кролика и рябчика. После этого орел больше не прилетал. Наверное, жертвы
и оказанное внимание вполне удовлетворили священную птицу.
Прародителя шаманов обходят стороной
Веру своего односельчанина в высшие силы жители Байши предрассудком не
считают. Каждый бурят, уверены они, слышал легенду о происхождении
шаманов или просто знает о том, что белоголовый орел — неприкосновенное
существо.
— Я с детства интересовался охотой, потом сам стал охотником. Поэтому
меня мать учила обходить орла стороной, говорила, что эта птица —
воплощение нечистой силы, — рассказывает житель Байши Тимур Алексеев. —
В нашей местности орлов я вижу редко. Наверное, гнездятся где-то далеко
отсюда.
Легенду об орле я впервые услышала от жительницы Бурятии. Бабушка
Федосья, которая живет в одной из забайкальских деревушек, поведала мне
эту историю лет пять назад.
— Легенда-то она легендой. Историю о том, как появился первый на земле
шаман, можно назвать и мифом, и сказкой. Да только я за свою жизнь
повидала такого, что в сказку эту верю, — рассказывала Федосья
Максимовна. — У меня знакомая была лет двадцать назад. Жила она на
берегу Байкала. К ней во двор тоже орел прилетал. И не один раз.
Знакомая моя боялась, что орел охотится за ее цыплятами и прогнала его,
кинув камень. Больше птица не возвращалась, а спустя какое-то время у
этой женщины погибли оба сына. Ну как после этого не поверить в легенду?
Белоголовый орел был прародителем первого шамана. А произошло это так.
Орел считается сыном самого грозного байкальского божества, обитающего в
Шаманской пещере на мысе Бурхан. Изначально сын этого божества не был
птицей, но однажды отец его услышал о появлении далеко на юге новой
религии — буддизма — и решил отправить туда своего сына, а так как путь
был далек, превратил его в орла. На обратном пути орел увидел в степи
павшую кобылицу. Он был голодным и уставшим, поэтому поел падали.
Отведав нечистое, орел осквернился и поэтому не смог снова превратится в
человека. Однако священный орел взял себе в жены обычную земную женщину,
и от этого союза родился первый бурятский шаман Мэрген Хара, или Бухэли
Хара, который защищал людей от злых духов.
Сам царь-орел постоянно живет на Ольхоне, верующие люди и шаманы часто
приносят ему в жертву баранов или лесных птиц. Орел понимает
человеческую речь и за непочтительное отношение к себе жестоко мстит.
Человек, убивший или ранивший орла, непременно и сам вскоре умрет или
потеряет близких людей.
|