●
Молебен под Корсуком
Такого Тайлагана, как прошел недавно на святом месте под Корсуком, не
было 50 или 60 лет, сколько — точно никто не помнит. Особенность молебна
в том, что собрались представители сразу двух районов —
Эхирит-Булагатского и Баяндаевского. Обычаи отличаются немногим, но
отличаются. Так, в Харанутах закладывают по обычаю лошадь, в других
местах — барана. На этот раз заклали четырех баранов и разбрызгали шесть
ведер водки.
Великая женщина
Программу нынешнего Тайлагана определяли в первых числах июня на
всеобщем собрании старейшин в Усть-Ордынском. Совещание было недолгим:
молебен решили провести в честь Нохолтойн Басаган Ноен Доргон — женщины,
которая во многом изменила обычаи нынешних эхиритов и булагатов. Давно
не поминали. Приехала она, по преданию, из Алари в те времена, когда
Ангара была как ручеек, а Иркутск — как маленькая деревня. Поселилась
под горой неподалеку от современного Корсука (село в 10 километрах от
столицы автономии), у озера Хулэн, и вышла замуж за Башоу...
Места здесь живописные — напоминают чем-то Прибалтику и Западную Европу,
и не удивительно, что именно здесь определялось будущее Эхирит-Булагатов.
В память от Нохолтойн Басарган Ноен Доргон здесь осталось седло, в
котором она ездила на лошади (для женщин того времени это было обычным
делом) и новые религиозные порядки: раньше во время Тайлагана
закладывали около 30 голов овец, Нохолтойн определила — три. И
наполовину сократила количество воздаваемого тарасуна. По этому методу
сейчас и брызгают здесь.
Проведенную ею реформу кто-то объясняет скромностью, кто-то —
рачительностью, а суть ее, скорее всего, состоит в том, чтобы уравнять
возможности человека мужчины и женщины. Хотя женщины по-прежнему, как и
400 лет назад, к тайлагану не допускаются. И пока мужчины воздают
предкам, женщины в домах готовят угощения, среди которых, как и много
лет назад, первенствуют саламат и тарасун. Женщины не в обиде — таков
порядок, установленный предками.
Брызги в честь предков
На совете в Усть-Ордынском, где собрались старейшины (Буха Ноен Бабай)
определились, что каждый участник Тайлагана вносит на нужды праздника 50
рублей и чекушку водки. Приехали 250 уважаемых людей, и поскольку у всех
свои возможности и свой взгляд на происходящее, то в водке и тарасуне
нужды не было. Но — пить никто не спешил. К примеру, шаман из Капсала
Илья Степанович Шадрин вообще не пьет. Пригубил и все. Старейшина из
Корсука Хутанов окунал кисть в ведро и брызгал, воздавая честь предкам.
И молитвы, молитвы...
Тарасун, которым в основном и угощались собравшиеся, к водке имеет лишь
косвенное отношение. Скорее ритуальное. Тарасун готовится из перекисшего
молока, почти кумыс, слабее пива, но слаще. Жажду утоляет лучше воды, а
смысла больше...
Преклоняя голову
Во всех селах Баяндаевского и Эхирит-Булагатского районов накануне
всеобщего Тайлагана прошли свои молебны. В Капсале, который находится на
границе Эхирит-Булагатов с востоком и западом, в знак чего еще в начале
90-х были поставлены два столба, олицетворяющие двух стариков,
встречающих и провожающих всех гостей, празднования прошли 14 июня. Все,
кто уважает обычаи предков, поднялись на священную Капсальскую гору и
воздали дань предкам. Потом разошлись по родам. В Капсале их четыре —
Хатая табан, Малаахараг, Саршараг, Балхан. Местный старейшина Шадрин
принадлежит к первому роду.
— Когда-то в роду нас было не счесть, — говорит Илья Степанович, — но в
советские времена, когда детям дать образование было легче, многие
разъехались... Но и сейчас из нашего рода в Капсале проживает 36
человек. Молились за своих предков и прародительницу булагатов — Гур
Тоодээ. Я не шаман — знаю молебны и все. Вырос при Советах: мораль
другая, но обычаи наших предков — это святое. Я перевел на русский
несколько наших молитв, и вот одна из них: "Преклоняем голову высокому
небу и земле, на которой живем..."
|