●
Шаман Дадуев родом из Заглика
"За помощью люди идут не от хорошей жизни"
У бурят считается, что шаманский сан достается тому, кто этого достоин.
Видно, поколения ушедших в мир иной шаманов из рода Дадуевых посчитали,
что этого звания достоин их потомок Борис Петрович. В трудные,
поворотные моменты жизни, да и при совершении годовых шаманских обрядов
представители боханских, загликских бурят, других улусов и сел
обращаются к Борису Дадуеву за помощью. Причем в помощи нуждаются не
только буряты, но и представители других народов.
Семидесятилетний Борис Петрович Дадуев все еще крепок и легок на ногу и
считает, что он прожил счастливую жизнь. Хотя и на его долю, как и всем
его сверстникам, родившимся в 20-х — начале 30-х годов лиха досталось
немало.
С годом рождения у Бориса Петровича существует некоторая, можно сказать,
несуразица. Он родился в 1926 году прошлого века, то есть ровно на год
позже, чем указано в паспорте и трудовой книжке. Дело в том, что в
январе 1942 года, года тяжелейших испытаний для всего советского народа,
умер отец Бориса — Петр Дадуевич Дадуев, тяжело заболела мать, Мария
Андреевна, в которой сын души не чаял. А старший брат Михаил охранял
восточные рубежи страны. Надо было содержать мать и себя. Борис пошел
работать в колхоз "Авангард": сначала трудился на разных работах, а
затем пахал землю на лошадях. Но осенью 42-го его мобилизовали на
тыловые работы, хотя парню не исполнилось и шестнадцати лет. Пояснили,
что ничего — парень он крепкий не по возрасту и документально возраст
ему можно завысить ровно на год. Выдюжит, мол.
Так Борис оказался в числе многих других подростков в одной из шахт
Кемерово, откатчиком вагонеток с углем. Работа тяжелая, изнурительная не
только для еще не оформившихся ребят, но даже для взрослых мужчин.
— Однажды я заметил
краем глаза, что на меня с большой скоростью накатывают вагонетку,
доверху наполненную углем. Я попытался увернуться от смертельного удара
вагонетки, но не успел — повредил правую руку, — рассказывает Борис
Петрович.
Затем была больница и работа на секретном в то время комбинате N 179 в
Новосибирске (нынче крупный завод Сибсельмаш). Сперва юного сибиряка
определили разнорабочим в 57-й цех, в котором изготавливали
артиллерийские снаряды. Одновременно Борис Дадуев освоил профессию
заточника. Все долгие годы войны он и его товарищи производили
артиллерийские снаряды и прочее необходимое фронту боевое снаряжение.
После долгой болезни
Борис уволился с комбината. Податься сельскому парню было некуда — в
городе ни знакомых, ни родных, ни близких. Вернулся в родной Заглик, в
колхоз "Авангард". Приобретенная ценная профессия заточника на селе не
представляла никакой ценности. Так что Дадуеву приходилось и конюшить, и
заниматься пчеловодством, трудиться на разных второстепенных работах.
Поработал и в бухгалтерии — ведал кассой, вел счетоводство. С мая 1966
года Борис Петрович работал в Боханском комбинате коммунальных
предприятий и благоустройств. Однако скоро в Бохане появилось новое
предприятие — межколхозный лесхоз, и его директор Григорий Филиппович
Асташкинов пригласил своего земляка Бориса Петровича на работу. Более
двадцати лет, до ухода на заслуженный отдых, он и проработал здесь.
Долголетняя семейная жизнь семьи Дадуевых была безоблачной. Супруги
вырастили троих детей: дочерей Любу и Надю и сына Льва. У Бориса
Петровича и Натальи Петровны было одно желание, которому они подчинили
все помыслы: дать детям образование. Теперь у них шестеро внуков. У
большинства из них есть дипломы о высшем образовании.
Борис Петрович Дадуев
родом из сильного шаманского рода, жившего и совершавшего шаманские
обряды на родной загликской земле, корни которого уходят далеко вглубь
веков. Он знает, что прапрадедушку Алтая чтили в свое время как большого
и сильного шамана.
У бурят считается, что шаманского сана удостаивается именно тот, кто
этого достоин. И видимо, поколения ушедших в мир иной шаманов из рода
Дадуевых посчитали, что этого звания достоин именно Борис Петрович. В
трудные, поворотные моменты жизни, да и при совершении годовых шаманских
обрядов представители боханских, загликских бурят, да и других улусов и
сел обращаются к Борису Петровичу за помощью. В том числе и
представители других народов.
— Не от прихоти и не от хорошей жизни ко мне приходят люди. Как им
откажешь, — говорит Борис Петрович Дадуев.
|