●
В Прибайкалье появился новый шаман
Новый шаман появился на Байкале. Редкий обряд посвящения можно было
наблюдать 19 октября в центре деревни Тонта Ольхонского района.
|
Священное таинство состоялось под молитвы трех самых почитаемых шаманов
Прибайкалья. Прежде чем стать настоящим шаманом, "избранный богами"
переболел "шаманской болезнью", совершил определенные обряды, а также
принес в жертву богам сивого козла и двух баранов.
Чести называться шаманом удостоился уроженец деревни Анги Ольхонского
района Михаил Ербанов. Молодой человек, которому чуть за тридцать,
работает водителем-грузоперевозчиком. Несколько лет назад он понял, что
избран богами: у Михаила началась так называемая шаманская болезнь.
Симптомы ее хорошо знакомы всем шаманам: бессонница, необычные видения и
вещие сны. Чтобы удостовериться, что он посланец богов на земле и
поэтому миссия его священна, Михаил Ербанов ходил к предсказателям.
Как выяснилось, шаманские силы перешли к нему от его бабушки. В
молодости она вышла замуж за человека, в роду у которого были шаманы.
Поэтому, несмотря на то что сам Михаил принадлежит к совсем не
шаманскому роду Хамнэ, шаманский корень Утхэ достался наследнику от
бабки. После этого четыре года Ербанов проводил различные обряды,
подражая действиям настоящих шаманов и таким образом подготавливая себя
к дальнейшей шаманской деятельности. И вот наконец настал день, когда
старейшины древнейших бурятских родов собрались вместе на совет и решили
одобрить посвящение Михаила в служители культа.
Покровители кузнецов потребовали сивого козла
Ритуал посвящения в шаманы проходил в деревне Тонты Ольхонского района.
Эта маленькая старая деревенька считается священной, потому что в
незапамятные времена ее основал сильнейший шаман - Яртага. Жил он здесь
же. Именно в Тонтах местные жители часто осуществляют жертвоприношения.
Место для обряда старейшины выбрали давно - в самом центре деревушки,
сразу за школой, из досок сколотили нечто вроде маленького загона. С
утра сюда приехали родственники посвящаемого и старейшины родов - из
Анги прибыл Игнатий Харгоев, из Бугульдейки - Тихон Даханов.
Присутствовал на обряде подношения духам известный ольхонский шаман
Валентин Хагдаев.
Приготовления к совершению таинства начались с того, что мужчины
выгрузили из машины двух баранов, козла с огромными рогами и большой
котел для мяса. Под молитвы мужчины зарезали козла, предназначенного для
духов кузнечного ремесла, затем двух баранов - для духов усопших шаманов
и предков посвящаемого. Полдня мясо варили в огромном котле, затем кости
животных отделили от мяса и собрали в анатомическом порядке, произнося
молитвы под звуки бубна. Обряд продолжался до позднего вечера. Когда
оборвались последние слова молитв, избранный стал настоящим шаманом.
Последний обряд под водочку
Обряд посвящения в шаманы, сопровождающийся приношением жертв, - явление
редкое. Например, Валентин Хагдаев, известный далеко за пределами
Иркутской области, за годы своей шаманской деятельности присутствовал на
подобных посвящениях несколько раз - на посвящении парня из Удыгея, двух
женщин из Бурятии, мужчины из деревни Огул Ольхонского района. Последний
раз Хагдаева приглашали на посвящение в шаманы в Приморском крае. По тем
обычаям в жертву богам принесли петуха. У Михаила Ербанова это
значительное жертвоприношение духам было первым и, скорее всего,
последним под водку. Летом в деревне Корсук Эхирит-Булагатского района
на собрании шаманов и старцев было решено постепенно отходить от обычая
капать водкой в святых местах и во время совершения ритуалов.
- Нужно возвращаться к старым традициям нашего народа, - считает шаман
Валентин Хагдаев. - Когда-то все обряды совершались святой белой пищей -
тарасуном и молоком, а на барисанах духам подносили пшено или табак.
Впредь будет так же.
Станут ли люди уважать и почитать нового шамана - зависит исключительно
от него самого: шаман не должен злоупотреблять алкоголем, а все свои
действия и молитвы обязан направлять исключительно на благо людей.
|