●
Молоко для доброго духа
ЧООДУ АЛДЫН-ХЕРЕП (в переводе имя означает "солнечный луч") -
потомственный шаман. И дед его этим делом занимался, и мать была
ясновидящей. А сам он родился на дороге и получил силы от природы.
|
"Работать шаманом интересно, - говорит Алдын-Хереп, - но каждый раз это
- страдания. Не всякого человека можно очищать - ничего не выйдет, если
вокруг кого-то много недоброго. Рисковать не стоит, злые духи могут
напасть - бывает страшно".
Обряд очищения - это своего рода напутствие перед дальнейшей дорогой по
жизни. Как объясняют шаманы, у одного человека - пиала полная, у другого
- уже полупустая. Но сколько бы ни осталось, останавливаться на середине
пути, переводить дух не следует. А чтобы идти вперед было легче,
необходимо избавиться от душевного мусора, болячек и прочей житейской
шелухи.
Шаман может работать, камлать и два часа, и три. А помогают ему разные
диковинные вещи - череп барана, медвежья лапа, беличий хвост. Идут в
дело и кости животных - у тувинцев не принято выбрасывать баранью
лопатку или берцовую кость. Их хранят и даже "подкармливают" - смазывают
топленым маслом. Шаман превращает косточки в обереги, хранящие покой, и
вешает их на двери жилища. Считается, что животное когда-то ходило по
земле, было связано с космосом, и даже после его смерти силы Вселенной
не исчезли никуда.
Алдын-Хереп готовится к обряду долго и тщательно. Поджигает ветки
можжевельника: дымом отгоняет черных духов от священного места - оваа.
Это деревья или коряги, на которых развешиваются сотни разноцветных
ленточек. Оваа можно встретить по всей Туве - чтобы наладить отношения с
добрыми силами, люди приносят сюда плошки с молоком, рассыпают рис.
Поэтому здесь всегда очень много птиц. В Кызыле, на берегу Енисея, где
проходил обряд, они обычно сидят целыми стаями и никого не боятся.
Шаман разводит костер, бросает в него топленое масло - кушанье для
добрых духов. Нагревает над огнем бубен и начинает свою пляску. Он
двигается к большой реке, будто собираясь набраться от нее сил, издает
некое подобие свиста и возвращается назад. Удары в бубен раздаются все
чаще, шаман раскачивается, кружится вокруг костра - быстрей и быстрей.
Ритуальный танец сопровождается гортанными, очень странными звуками. От
этого голоса, меньше всего похожего на человеческий, становится не по
себе.
Алдын-Хереп, двигаясь неровно, даже судорожно, приближается ко мне. Его
лицо искажено гримасой - такое впечатление, что ему плохо. Мне тоже
нелегко, оцепенение сменяется волной страха. Опасаюсь не чего-то
конкретного, а скорей неведомого - что-то будет дальше? Шаман ходит
вокруг меня, гремит в бубен, затем резко останавливается сзади, стучит
чем-то жестким по голове. Надевает на руку медвежью лапу - хлопает по
плечам. А потом бьет по спине кожаной плеткой, не жалея сил. Это больно.
Стоило мне прийти в себя - через минуту церемония в том же порядке
повторилась еще раз. Удары плеткой настолько ощутимы, что я уже не
сомневаюсь - на коже останутся рубцы. На самом деле - ничего подобного.
Я не только не получила увечий - еще и выздоровела. Сразу после очищения
у меня перестала болеть спина - остеохондроз, мучивший последние дни,
исчез, как не было.
Дальше дело пошло веселей. Алдын-Хереп набрал молока в рот и брызнул его
мне в ладони. Топленым маслом смазал лоб и кисти рук. Позвонил вокруг
колокольчиком и сказал, что светлые силы всегда рядом со мной. Несмотря
на далеко не детский возраст, я еще только в начале пути, впереди -
большое и созидательное дело. Чтобы ничего не помешало, хорошо бы
приехать в Кызыл через год и пройти обряд очищения еще раз.
В Туве до сих пор принято во всем советоваться с шаманами. Если собрался
в путешествие, надо поинтересоваться, стоит ли отправляться именно
сейчас. Решил заняться бизнесом - есть смысл выйти на связь с духами и
спросить их разрешения. Жители республики идут к шаманам по любому
поводу, хотя среди них есть и православные, и мусульмане, и буддисты. Но
языческие традиции продолжают существовать параллельно с любыми
религиозными течениями, и они в Туве на уровне быта все-таки сильнее.
- Это единственное место на планете, где шаманизм сохранился в
первозданном виде, - рассказывал доктор исторических наук, основатель
республиканского общества шаманов "Дунгур" ("Бубен") Монгуш Кенин-Лопсан.
-Шаманы есть и у хакасов, и у эвенков, и у других народов, но они
сегодня, как правило, потеряли свои корни. Поэтому в Туву, чтобы изучать
древнюю культуру, приезжают ученые со всего мира. Именно здесь проходил
первый съезд шаманов и шамановедов Азии, Европы и Америки.
Монгуша Бораховича можно причислить и к тем, и к другим. С одной
стороны, он - ученый-этнограф, писатель, у которого изданы десятки книг,
посвященные традициям и обычаям Тувы, в том числе шаманизму. И он же -
потомственный шаман. Несмотря на преклонный возраст, Кенин-Лопсан каждый
день принимает людей и помогает им. Сейчас он не совершает обрядов,
однако точно знает, как следует поступить человеку, если у него возникла
та или иная проблема. В свое время в гостях у него бывал Борис Ельцин.
Накануне вторых выборов в Кызыл приезжали гонцы бывшего президента,
просили совета. Монгуш Борахович предсказал победу.
Фонд шаманских исследований США присвоил Кенин-Лопсану редчайшее звание
- "Живое сокровище шаманизма". Он читал лекции в университетах Америки,
Германии, Австрии, Швейцарии, других странах. Увы, в России и к самому
"сокровищу", и к древней культуре относятся с куда меньшим интересом.
В гости к Монгушу Бораховичу мы пришли с очень скромным подарком -
пакетом молока. Но он остался доволен. Потому что мы хоть и приезжие, но
уважили человека, соблюли традицию. Согласно старинным обычаям, с
пустыми руками в Туве в гости ходить нельзя - духи обидятся. Мы доброго
духа накормили - значит, теперь и у нас все будет хорошо.
|