●
Шаманы и шоумены
Шаман Валентин Хагдаев показал мне свою руку с шестью пальцами:
большой палец на правой кисти раздвоен и с двумя ногтями. В медицине это
анатомическая аномалия, а по бурятскому поверью — отметина духов. «Я
избранный, — сказал он, — но лишь посредник, «связной».
По его словам, связь с потусторонним миром ощущается особенно сильно,
когда он бывает на Ольхоне. Однажды Хагдаев решил «освятить» местный
краеведческий музей и едва не потерял самообладание. Его привел в
замешательство дух предшественницы — шаманки Одэгон, умершей в
позапрошлом веке.
Дух в музее
Мистика началась вскоре после того, как археологи передали музею личные
вещи шаманки, оставшиеся после ритуального сожжения тела, — браслеты,
кольца, трубку, прибор для связи с «тем» миром, зеркала для отражения
зла и т. п. По поверью, пользоваться предметами древних шаманов —
большой риск, в том числе и для «посвященных». Поэтому к витрине, где
были разложены вещи Одэгон, Хагдаев приблизился с опаской. «И вдруг, —
рассказывает очевидец, директор музея Капитолина Литвинова, — у него
глаза расширились от страха! Весь побледнел и кричит заикаясь: «Дух
шаманки здесь!»
Оказалось, что, когда шаман воздел свою «отмеченную» руку над витриной и
пропел заклинание, вещи под стеклом перемешались! Позже другой шаман
сказал: «Не стоило этого делать. Он хотел помериться с Одэгон силой, и
она показала ему, что сильней». А один из посетителей музея,
представившись «целителем», попросил наконечник стрелы из витрины и
вызывал дух Одэгон на святом для бурятов мысе Бурхан. По его рассказу,
Одэгон явилась в белых одеждах и поведала знаками, что хочет, чтобы в
жертву ей принесли барана. А затем была страшная ночь — жуткая гроза и
ливень после ясного дня.
По Ольхону пополз слух:
«Дух шаманки потревожили». А кассир музея рассказала: «Моя дочь и ее
подруги тоже осенью в час ночи призрака видели. Девушки гуляли — видят,
незнакомая женщина сидит на крыльце, склонив голову. Похихикали и
подошли. А та встала и молча скрылась в музее». «Я и сама однажды видела
нечто странное, — говорит Литвинова.
— Сижу в музее днем, читаю книгу, и вдруг — мелькнул силуэт в рост
человека. Такое как бы эфирное существо. Поднялась — никого. И в то лето
я еще дважды ту же картину видела». Шаманы принесли духу Одэгон молочную
жертву — побрызгали по обычаю молоком вокруг витрины, а директору
посоветовали делать так же самой (как в блюдце наливают еду для змеи или
кошки), но та «пока забывает».
На Ольхоне есть понятие «духи водят»: то есть человека, оставшегося в
одиночестве на окраине поселка, могут попутать предки тех, кто жил на
острове. 5-летний Вова так и потерялся: пошел с дедом-бурятом пасти
баранов и не вернулся. Нашли на девятый день: Вова шел под дождем в
легкой одежде, но оказался здоров и даже не чихнул. А на вопрос «Где
был?» ответил: «Я не мерз и не голодал, а ходил с чужим дедушкой. Он обо
мне заботился, мы искали моего дедушку». «Мой отец Николай Ревякин
(местный учитель, основатель музея. — Авт.), — вспоминает Литвинова, —
тоже встречался с духами: заночевал в лесу у костра, и те его будили:
лишь уснет, слышит голос: «Тебе здесь не место!» И так до рассвета».
Пророк Байкала
Кроме шаманов на остров, который называют энергетическим сердцем Азии,
приезжают представители сект, жаждущие пообщаться с космосом, —
например, «учения Рейки», после знакомства с которым, по одной из
версий, шагнул из окна солист «Иванушек Интернэшнл» Игорь Сорин. Адепты
«Рейки», предварительно «поработав» на Алтае, поселились на метеостанции
и обхаживали сотрудников музея. А еще вербовали туристок в «жрицы
служения красного и оранжевого луча» и проводили на Бурхане мистерии
посвящения. Себя они называли «физиками из Москвы» и «энергетиками».
Плата за «семинары» исчислялась круглыми суммами, а в Москве гуру «рейковцев»
теперь разъезжают на лимузинах.
«11 тысяч лет назад, —
убеждали они бурят, — у вас тут, на Байкале, жила древняя цивилизация
Гилл-Лосс, которая переселилась под землю. А мы — ее преемники». «Там,
внизу, кипит жизнь, — учат «рейковцы». — Слышен шум городов, гул
транспорта. Приложите ухо к земле, и вы услышите сами». При этом
сектанты с подозрительной настойчивостью повторяют, что «подводная
цивилизация» просит ученых прекратить исследовательские работы по
глубинному бурению на севере Байкала, и даже называют в своих проповедях
точные координаты района, в котором бурение нежелательно. «Иначе, —
предупреждают они, — Ольхон уйдет под воду, как Атлантида. А всех бурят
переселят на чужбину».
Эта часть сектантской «страшилки» схожа с предсказанием местного пророка
и юродивого Варнашки, жившего близ Ольхона в XIX веке. Варнашка ходил от
улуса к улусу и предрекал будущее, за что его гнали и забрасывали
камнями. Он предсказал падение на азиатском материке «красной империи»,
а также напророчил «огненную войну», после которой выживут люди ростом с
локоть, добычу со дна Байкала «черного золота», затем — осушение и
перекачку воды из моря-озера в искусственную котловину, заселение его
берегов иноземцами (но не русскими) и прочее.
Недавно на Ольхоне
поставили православную церквушку. До этого русские там могли молиться
лишь у себя дома. Буряты-шаманы отнеслись к храму с сочувствием. «Пусть
здесь растут все цветы!» — сказал мне старейшина Владимир Буинов. «Но
только не «неошаманы»-сектанты, — прибавил Хагдаев. — Это лжецы!»
Однако шаманы ревниво относятся к случаям, когда приезжие миссионеры
наглеют, оскверняя их святыни. Свидетелем такого «религиозного
конфликта» стал заведующий отделом науки Прибайкальского национального
парка Виталий Рябцев.
«Как-то вечером я остановился под горой и вдруг вижу — на фоне неба на
вершине деревянный черный крест на металлических растяжках 6 метров
высотой. Пропорции явно латинские. Кто установил, Бог знает!..
Пять лет шаманы терпели и переписывались с ламами, но решили крест
снести. Поручили дело лесничему, а он нашел бригаду работяг. «Случайно»
там оказался и я с группой венгров-католиков… Глядим, какие-то люди у
креста возятся. Заработала бензопила. Крест свалили (на глазах у
венгров). И не просто так, а распилили на 7 частей, сожгли в семи
кострах и побрызгали молочной самогонкой. Но, едва мы спустились вниз,
задул страшный байкальский ветер — сарма. И так задул, что сломались
стойки и порвался брезент у палатки венгров. А рабочие на «УАЗе» на
обратном пути перевернулись».
…По преданию,
могущественный род ольхонских шаманов произошел от орла, превратившегося
в человека. Уезжая с острова, я пришел на шаманскую поляну, которую
облюбовали «братья-сектанты», выложившие в траве круги из крашеных
камешков. Среди поляны стоит бурятский памятный столб — обо, по обычаю
обвязанный тряпочками. На берегу, если подняться на гору, видна маковка
церкви. Над лесом парит орел… Все цветы растут в колыбели шаманов.
|