●
Место битвы черных шаманов
Каждый ребенок,
росший в бурятской семье, слышал это страшное слово — бохолдой, что в
переводе с бурятского означает привидение. Помню, как в детстве бабушки
часто ругали нас за то, что бегаем по середине дороги в деревне. Не
разрешали нам петь по вечерам или, находясь в лесу, звать друг друга по
имени. Все запреты сопровождались повторением этого слова от которого
душа леденела — бохолдой.
|
Как шаманы изживали друг друга
Бурятская мифология богата на жуткие истории. В легендах действуют не
только различные божества, но и умершие люди, которых принято делить на
разные группы: те, кто умер своей смертью, кто погиб в раннем возрасте,
кто совершил суицид. Есть в фольклоре множество сущностей, которых в
простонародье называют чертями. Слово бохолдой объединяет в себе всех
представителей потустороннего мира. Такое представление о загробной
жизни до сих пор существует у прибайкальских бурят, что напрямую связано
с сохранением шаманизма.
Но есть в Иркутской области места, где сохранилось особенно много
преданий. Например, село Улей (Унгин) Осинского района. Даже сейчас, в XXI веке,
на предложение съездить в Улей можно услышать отказ и краткое
объяснение: «Лучше я туда не поеду, не хочу духов тревожить».
Самая известная легенда Улея — об улейских девушках, о толпе из 350
бохолдой. По ее мотивам создан спектакль в Бурятском драматическом
театре. Но существует еще одна, не менее пугающая, легенда о битве
черных шаманов.
Давным-давно, когда река Ангара была ручейком, величественные Саяны
сопкой, а Байкал маленьким озером, жили на прибайкальской земле
могущественные шаманы… Унгинские (шаманы современного Нукутского района)
и улейские шаманы в те времена враждовали между собой, вели бесконечные
битвы при помощи своих заянов (духов-хранителей) и умирали молодыми.
Однажды в одной унгинской деревне заболела женщина и пригласила черного
улейского шамана, который гостил в этой деревне у своего тестя. Шаман
Бугдан приехал к больной женщине, побрызгал молочной водкой тарасуном и
сказал ей принести в жертву местным хозяевам земли черного барана,
пригласив унгинского шамана Косто. Два дня шаманы призывали своих духов,
занимаясь бахвальством друг перед другом, меряясь силой. Дело кончилось
тем, что разодрались они окончательно и разъехались по своим улусам.
Каждый у себя шаманил, чтобы изжить друг друга.
Унгинский шаман призвал своего хранителя-заяна, к которой редко
обращался — Муу шубуун (плохая птица). Считается, что она может
обращаться в разных птиц, но чаще принимает образ красивой женщины,
только губы остаются в виде клюва.
Кстати, о появлении этой птицы есть такая легенда: один молодой бурят,
который влюбился в девушку. Они ушли в лес и там жили. Молодой бурят
умер, девица долго плакала над ним, потом подумала, что перестанет
тосковать по нему, если съесть его печень.
Она распорола брюхо умершему и действительно съела печень возлюбленного.
Тут же испустила дух и превратилась в Муу шубуун. С тех пор ищет в лесу
молодых бурят, приходит к ним ночью в образе красавицы, прикрыв свой
клюв рукавом и затмевает разум парней. Если удастся обмануть, то бьет их
по голове своим клювом и сжирает печень.
Вернемся к шаманам. Улейский шаман Бугдан призвал всех своих больших
заянов – Улеи-олон, что можно перевести как улейские многие. 350 душ
ходят и ездят вместе толпой. Как они образовались? Одна девица Духэ из
Улея была выдана замуж в Тарсай. Муж обращался с ней очень жестоко, в
следствии чего она сбежала. За это ее, по жалобе мужа, сажали в колодку
и жестоко били. От таких побоев она сошла с ума и удавилась в Улее, на
своей родине. После смерти она сделалась заянкой. По ее желанию умирают
молодые люди и женского и мужского рода. Вначале человек делается
беспокойным, а потом старается незаметно удавиться. Таким образом их и
набралось 350 душ. В них до сих пор верят многие. Считается, что эти
духи вредят людям. В их честь совершаются разные обряды, очень
дорогостоящие. Нелегкое ведь дело напоить допьяна и накормить досыта
толпу заянов.
Назначив решающую встречу на границе, шаманы стали биться. Три дня и три
ночи состязались они, выбились из сил, погрузились в мертвецкий сон.
Битву продолжили их заяны. Муу шубуун было не под силу бороться с 350
душами. Призвала она на помощь съеденных парней. Три дня и три ночи
пожирали заяны друг друга и не смогли одолеть.
Проснулись шаманы и разошлись опять. И снова каждый шаманил на своей
стороне, чтобы съесть противника. Но однажды к улейскому шаману Бугдану
явилась старая бабка. Это была девица Духэ, предводительница 350 душ, и
подсказала как лишить унгинского шамана Косто силы, отправить его
блуждать в темноте на том свете, чтобы заяны не приняли его в свой стан.
Сказала ему выждать тот момент, когда у жены начнутся особые дни, выжать
грязную кровь в посуду и подмешать в угощение.
Так и сделал улейский шаман. Лестью и хитростью выманил на границу,
якобы для заключения мира, улучил момент и подмешал в угощение кровь
своей жены… В тот же миг лишился унгинский шаман своей недюжинной силы.
Кое-как добрался до дома, хворал три дня и скончался. Отвернулись от
него его заяны, не смог он разгадать злой умысел своего противника. И
осталась блуждать его душа одиноко в вечной темноте, срывая свою злость
на молодых женщинах. До сих пор женщины детородного возраста в унгинской
долине не имеют права посещать некоторые обряды. И не подходят к святым
местам. Так рассказывают старики.
|