●
Чингисхан и шаман Муурхе
В Бурятии в устье реки Заза, это примерно в семидесяти километрах от
еравнинского села Можайка, по преданию, произошла такая история: Главный
табор Чингисхана был разбит в Кырелене. В то время не соболь был
особенно ценен, а черная лиса. Как говорили, "огненно-черная" лисица.
Чингисхан занимался охотой и частенько гонял этих лис, ради забавы,
конечно. Преследуя одну из них, оказавшуюся необычайно быстрой и хитрой,
от самой Шарат-олы отряд Чингисхана оказался в устье Зазы. Тут и
произошло то, что местное население до сих пор пересказывает друг другу
с благоговением. Лисица, так долго преследуемая Чингисханом, неожиданно
превратилась в шамана.
Это был старый орочон (эвенк) Муурхе, и он жил и молился недалеко от
этого места. Что произошло между Великими — неизвестно. Однако, по
преданию, Чингисхан и Муурхе решили сыграть в шахматы. При этом поле
разметили, как шахматную доску, а в качестве фигур выступали живые люди
— воины Чингисхана. Солдаты были пешками, офицеры встали, соответственно
рангу, на остальные клетки, а главными фигурами с каждой из сторон
верхом на лошадях играли сами Чингисхан и шаман Муурхе. Что удивительно,
но гигантская сетка с канавами глубиной до полуметра, нанесенная кем-то
на берегу таежного озера, прекрасно заметна даже сегодня. Рассказчики
говорят, что Еравна ведет свой отсчет примерно с 1680-х годов. А местные
буряты, скрупулезно относящиеся к своей истории, никак более не могут
объяснить происхождения этих загадочных клеток. Они утверждают, что ни
один из тех, кто жил или кочевал в этих краях, ни для какой цели эти рвы
выкопать не мог.
В пяти километрах от того места, где по преданию состоялась историческая
партия, есть место, куда вот уже несколько столетий приезжают охотники
из Еравны и большинства соседних районов, чтобы помолиться духу
ороченского шамана Муурхе. Без этого, как говорят сами охотники, удачи
можно и не ждать. У подножия горы, где когда-то жил старик-шаман,
деревья увешаны цветными лентами. Вокруг — кучи пустых бутылок и обертки
от конфет — остатки от подношений. По сложившемуся столетиями ритуалу,
оставив дары, нужно обязательно постучать по дереву — старик был
глуховат. Когда-то здесь даже была специальная колотушка и гулкая пустая
внутри лесина. Но лет десять назад все уничтожил пожар.
— Собираюсь в дацан съездить, спросить, можно ли мне новую колотушку
сделать, — говорит местный охотник Жаргал, — самому-то боязно: вдруг
старику не понравится!
|