●
Обряд «очищения юрты»
Академик В. В. Радлов писал: «В июле 1860 г. мне самому представился
случай присутствовать на такого рода очищении дома... Когда начало
смеркаться, в некотором отдалении от юрты раздались глухие удары
шаманского бубна». Это обходил вокруг юрты шаман, постепенно приближаясь
к ней. Войдя в юрту, подержав надогнём бубен, шаман уселся между дверью
и огнём и начал петь. Пение становилось всё тише и наконец перешло в
тихое хныканье и шёпот. Время от времени он говорил фальцетом, подражая
голосу умершей, которая жалобно умоляла шамана не прогонять её: она
боится пути в царство мёртвых. Шаман безжалостно гонял её по юрте,
ударяя в бубен, в который он вселил множество могучих духов. Наконец ему
удалось зажать душу между бубном и колотушкой и затем придавить к земле.
Теперь он уводил душу в преисподнюю, и бубен стал звучать глухо, как бы
из-под земли. Пение становилось всё тише и перешло в бормотание. Вот
сильным ударом в бубен шаман извещает: прибыли в землю мёртвых. Идут
переговоры с ранее умершими родственниками. Они не принимают новую душу.
Шаман уговаривает их, просит, умоляет. Наконец, он хватает бутылку с
водкой и угощает души мёртвых, вызывая их радостные возгласы и пение.
Шаман возвращается на землю. Достигнув её, он внезапно вскакивает, его
ломают судороги. Песня переходит в дикие выкрики. «При этом шаман,
совершая чудовищные прыжки, несётся в танце по юрте, пока, обливаясь
потом, не падает без чувств».
Это зрелище, дополненное магическим освещением, произвело на В. В.
Радлова такое сильное впечатление, что он какое-то время наблюдал только
за шаманом, забыв об окружающих. «Алтайцы также были потрясены этой
дикой сценой, их трубки были опушены, и добрых четверть часа царила
мёртвая тишина».
|